- Затрудненный
запуск и неустойчивая работа дизеля...
- В
этой главе мы постараемся рассказать о
зимнем запуске дизельных двигателей,
распространенных на Дальнем Востоке:
- "Toyota"
- двигатели 1KZ-ТЕ
и серии L
- "Nissan"
- двигатель RD
– 28
- "Mitsubishi"
- двигатели 4D55,
4D56,
4D65,
4D68,
4M40
- и о
том, какие принципы работы имеет каждая
система и какие отличия, возможные
неисправности и способы их устранения и
многое другое.
- Во
всех книгах, прочитанными нами, об этом
вопросе написано немного. Есть и схемы.
Многое есть, но нет, как нам кажется,
главного – опыта работы.
- Вот
этот пробел мы и постараемся исправить.
- Общее
у каждого из этих двигателей при зимнем
запуске одно: алгоритм работы. То есть
сначала, при включении зажигания,
начинает работать так называемая "первая
ступень" прогрева, а потом, после
запуска двигателя, – "вторая ступень".
- Практически
все подобные системы имеют в своем
составе следующие элементы:
- ·
Блок управления (таймер свечей
накаливания, "компьютер" )
- ·
Цепи управления
- ·
Реле (одно или два – "Glow
Plug
Relay")
- ·
Свечи накаливания (4 или 6)
- ·
Дополнительное сопротивление свечей
накаливания
- ·
Соединительная планка свечей
накаливания
- ·
Датчик температуры охлаждающей
жидкости
- Работа
системы облегчения запуска начинается с
поворотом ключа зажигания в первое
положение. Вы сразу же услышите щелчок
под капотом машины – это сработало реле,
и на панели приборов загорится желтый
индикатор с изображением спирали (на
некоторых моделях машин, например, с
двигателем 4D65,
4D68
такого транспаранта нет, владельцу
приходится ориентироваться "на слух"
- по щелчкам). В тот момент, когда вы
услышали щелчок под капотом, блок
управления уже начал работать и за доли
секунды "принять" информацию от
датчика температуры охлаждающей
жидкости и в зависимости от имеющейся
температуры двигателя "рассчитать" -
на сколько секунд подавать напряжение на
свечи накаливания. Если двигатель
горячий, то реле "отщелкивается"
обратно сразу же: двигатель подогревать
перед запуском не надо, он и так заведется.
На холодном двигателе напряжение
подается на свечи накаливания от 4 до 10
секунд, в зависимости от температуры.
После второго щелчка (или после того, как
погаснет индикатор на панели приборов)
двигатель можно заводить. Начинается
второй этап работы – послепусковой
подогрев. Этап важный, потому что и
двигатель, и топливо еще холодные, и если
топливо в эти минуты не подогревать
постоянно, оно будет плохо
воспламеняться. Двигатель при этом будет
работать с перебоями, топливо будет
сгорать плохо и из выхлопной трубы
повалит густой черный дым.
- Здесь
уже блок управления работает по сигналу
от генератора. Начал стартер крутить
двигатель – "сработала" логика в
блоке управления и включила вторую
ступень.
- Алгоритм
работы послепускового подогрева на "TOYOTA"
и "MITSUBISHI"
различаются. Если на "TOYOTA"
вторая ступень включается и держит
напряжение на свечах накаливания
постоянно в течении определенного
времени, то на "Mitsubishi"
- вторая ступень работает циклически,
включая и выключая свечи накаливания,
постоянно опираясь на показания датчика
температуры охлаждающе жидкости. И чем
выше температура двигателя – тем на
более короткое время блок управления
включает систему облегчения запуска. А
при достижении температуры в 20°С,
блок управления завершает свою работу и
отключается до следующего запуска
двигателя.
- Одна
из распространенных неисправностей –
при повороте ключа зажигания система
предварительного нагрева свечей не
срабатывает.
- Расположение
реле свечей накаливания на Mitsubishi
4M40,
4D56.
|
- Откроем
капот и найдем нужные нам реле (надпись на
защитном корпусе реле: "Glow
Plug
Relay"
присутствует в основном только на
моделях фирмы "TOYOTA",
а на машинах других фирм данной надписи
может и не быть).
- На
"Mitsubishi",
двигателях 4D65,
4D68
– данные реле находятся слева или справа
от ручного топливоподкачивающего насоса.
На двигателе 4D55,
4D56
реле располагаются по ходу машины рядом с
аккумулятором.
- На
легковых автомобилях
фирмы Nissan
:
реле расположено на правом крыле. Если
это "автобус", то реле надо искать
под сиденьем водителя, для чего надо
снять сиденье, коврик и открутить
защитную крышку аккумулятора. Там, около
АКБ реле и находится.
- На
Toyota:
на всех легковых автомобилях реле
находятся в подкапотном пространстве и
всегда – в районе аккумуляторной батареи.
На машинах выпуска до 1990 года иногда реле
располагается тоже около АКБ, но в
технологическом вырезе внутри крыла.
- Теперь,
когда мы нашли нужное нам реле, надо, не
включая зажигания проверить: есть ли на
одном из контактов реле напряжение АКБ?
Если ни на одном из контактов напряжение
не присутствует – причину надо искать в
предохранителе на 80 – 100 А,
который располагается практически
одинаково на всех машинах: около АКБ в
коробочке с надписью "GLOW".
И чтобы не ошибиться, посмотрите номинал
предохранителя.
- Другая,
тоже часто попадающаяся "обыкновенная"
неисправность заключается в том, что
приезжает клиент и говорит: "Машина
плохо по утрам заводится (или не
заводится)". И когда мы задаем
первоначальные наводящие вопросы и
спрашиваем: "А что там со щелчками реле
под капотом, есть они или нет? Какой
промежуток времени проходит между первым
и вторым щелчком?", то чаще всего
получаем в ответ недоуменное: "не знаю"
или "не обращал внимания".
- А
зря. Потому что косвенно по этим щелчкам
реле, по сокращении
времени между первым и вторым щелчком
можно приблизительно определить часто
распространенную неисправность – выход
из строя одной или более свечей
накаливания. И особенно часто возникает
эта неисправность после того, как "родные"
японские свечи были по каким-то причинам
заменены на неоригинальные. "Дешево, но
некачественно" - так получается. Летом
еще эти свечи работают, но с понижением
температуры нагрузка на них возрастает, и
они выходят из строя.
- Поддельных
и некачественных свечей накаливания в
наших магазинах великое множество. В
основном – из азиатских стран. И даже
если продавец смотрит на вас честными
глазами и горячо убеждает, что он "сам
уже ездит на вот этих самых свечах
несколько лет!" - не торопитесь их брать.
Для начала посмотрите на упаковку (хотя
иногда нам попадались свечи накаливания
в оригинальной упаковке!). Нечеткий шрифт,
размытый рисунок, плохая склейка граней
– все это может говорить, что перед вами
подделка. А теперь посмотрите на саму
свечу. Резьба: если она шероховатая,
словно плашкой нарезана - подделка.
Выдавленные надписи: если на всей свече
есть только одна надпись: "12V"
- подделка. Надписи кривые, плохо читаемы
–подделка.
- Цвет:
чисто черный или серебряный и тусклый -
подделка.
- Но
самый основной способ – проверить свечу
на ток. Если свеча накаливания
работоспособная, то амперметр должен
показать от 11 до 19 ампер.
Если менее – подделка. Кроме того, вы
можете попросить продавца разогреть
свечу и посмотреть: исправная свеча
разогревается докрасна (около 800 – 900°С)
за 2-3 секунды, при этом ее нагревательный
элемент полностью красно-белого цвета. А
подделка разогревается гораздо дольше и
не полностью – только какой-то участок
нагревательного элемента будет красным,
а все остальное останется прежним. Кроме
того, бывали случаи, когда при проверке
поддельных свечей они просто-напросто
взрывались!
- Бывает
такое (и довольно часто), что нам надо
менять свечи, а по каталогу в продаже
таких нет. Что делать? Учитывая, что свечи
накаливания выпускает не фирма "TOYOTA"
или "NISSAN",
а специализированные фирмы, то можно
подобрать свечи подобные оригинальным,
внимательно сравнивая и подбирая
следующие характеристики:
- ·
Рабочее напряжение свечи (от 6 до 12
вольт);
- ·
Диаметр
и длину нагревательного трубчатого
элемента свечи (это важно, потому что, как
мы помним, именно об этот элемент и
разбивается струя топлива, которое
впрыснула форсунка. И если мы выберем
свечу с коротким нагревательным
элементом, то впрыснутое форсункой
топливо будет пролетать мимо и
характеристика утренней заводки
изменится не в лучшую сторону;
- ·
Шаг резьбы и длину резьбы (есть
несколько видов свечей, которые подходят
только для определенных типов двигателей,
например, свеча для двигателя Nissan
LD-20-II
подходит только к этому двигателю).
- ·
После ввертывания свечи необходимо
внимательно посмотреть – насколько
свеча вернулась в головку блока и сколько
витков резьбы осталось. Если свеча
вкрутилась менее, чем наполовину - увы,
такая свеча не подойдет, потому что есть
опасность того, что давление в цилиндре
ее выбьет.
- Проверить
свечи, не снимая с автомобиля, очень
просто. Для этого снимаем со свечей
токопроводящую планку и при помощи "лампы
– переноски" подсоединяем один конец
провода к свече накаливания, а второй на
"плюс" аккумулятора. Если лампа
загорелась – свеча исправна. Если нет –
проверяем ее еще и "на ток". Ставим
мультиметр на проверку тока (А), "плюсовой"
вывод на аккумулятор, а "минус" на
свечу. И смотрим на шкалу. Если прибор
показал менее 10 ампер – свеча долго не
прослужит. Если более, то все в порядке.
- С
работой первой ступени вроде бы все
понятно. Но вот двигатель завелся и в
работу вступила вторая ступень. В это
время на свечи накаливания подается
только половина напряжения АКБ, которое
гасит, или "воздушная" свеча (модели
"TOYOTA"),
или блок гасящих резисторов (модели "MITSUBISHI").
- Владельцы
некоторых моделей "MITSUBISHI"
удивляются: "Почему моя машина во время
прогрева то поднимает, то снижает обороты?".
А причина этого вот в чем: вторая ступень,
то включается, то выключается по командам
блока управления. Во время включения
второй ступени нагрузка на генератор
возрастает, а двигатель еще не прогрет,
поэтому обороты снижаются. На "TOYOTA"
время работы "второй ступени"
постоянное и составляет около двух минут.
-
|