-
- …все мы с вами прекрасно помним историю
про нашего отчественного Левшу, который
"блоху подковал"…
- Ничего не имея против него лично, хочу
сказать несколько слов о «продолжателях
его Дела», о потомках Левши, живущих и
творящих на просторах России. В частности
– в нашем славном городе Южно-Сахалинске.
- Вам знакомы, наверное, такие выражения,
как : «Вася, который разберет – соберет «Жигуль»
на коленке» или «Петя, крутой спец по
карбюраторам, после него машину можно не
заправлять месяц – все ездит и ездит…» и
так далее.
- Да, настала пора поговорить об этом,
потому что все чаще и чаще стали
встречаться у ворот нашей мастерской автомобили, в которых когда-то
копался «отечественный Левша», нашего, «местного
розлива».
- Или, что самое удивительное – «Японо –
Левша», то есть, «Левша японского
происхождения».
- …выглянем за ворота – стоит Crown
выпуска около 90-го года, машина хоть и
немного пожилая, но ухоженная настолько,
что сразу понимаешь – на ней ездит «бедный
человек, но гордый…». Неисправность , как
обычно, «интересная» - автомобиль «тупит»
при разгоне, более 90 километров в час «не
идет», на подъеме вообще приходиться
переключаться на пониженную…
- Написал вот : « …неисправность, как
обычно, «интересная». Непросто я так
написал. Исключительно потому, что в нашей мастерской в
последнее время именно такие «машинки»
и «прописываются». Потаскают их по городу,
по мастерским, помучаются с ними и – к нам
в мастерскую. Помогите!
- Думал я над этим вопросом. Почему так
получается, почему в других мастерских от
таких машин отказываются или, «поработав»
с ними и помучившись – «спихивают» с рук
и с глаз подалее. Нет, причина не в «мозгах»,
хотя и здесь можно кое-что предположить.
Причина в подходе к решению какой-либо
технической проблемы.
- Занимал меня и такой вопрос
:
почему в последнее время стало мало
автомобилей с «простыми»
неисправностями? Если вспомнить, что было
ранее у ворот нашей мастерской, когда
утром, приехав, как обычно, к 10 утра видишь
не менее 10-15 автомобилей…почему? ответ
оказался простым : закопался,
увлекся работой и совсем перестал «держать
руку на пульсе», ответ пришел сам собой,
когда однажды, по какой-то причине
пришлось поездить по городу, по
мастерским. «Старички» остались, но
сколько всего нового! Сколько новых
мастерских открылось! Создалось такое
впечатление, что автомастерские выросли
как грибы после дождя ( дожди в последнее
время идут у нас часто…). И нельзя сказать,
что авторемонтом занимаются НЕдумающие
люди. Так что – «нашего полку прибыло»?
Вот, оказывается, кто сейчас занимается «простым»
ремонтом, благо книг сейчас по
авторемонту предостаточно и уже можно
при помощи «скрепки канцелярской»
провести диагностику автомобиля.
Наступают на пятки? Увы, не наступают ( а
хотелось бы!), потому что, в основном, «диагностика»
заканчивается прочитанной строчкой в «умной»
книге – «после строчки – только точки» и
там уже не расписано, что делать далее,
если лампочка CHECK
«выбила» код 89 или 98 на Toyota. Такие неисправности «спихивают»
куда подальше, потому что возиться с ними
– себе дороже…куда проще ( что меня
сильно возмущает и прямо-таки бесит) «ткнуть
скрепкой канцелярской» в
диагностический разъем, считать
количество миганий лампочки CHECK и, сверившись с «мануалом»,
вынести приговор, который и не может быть
настоящей Истиной ( об этом уже
говорилось на "просторах "
данного сайта).
- … в последнее
время выработался определенный подход к
ремонту и, самое главное – в определении
первоначальной неисправности.
Первоначальная Диагностика, так это
называется. И не надо здесь, на этом этапе
никакого «компютерного» , «сканерного»
или «мотортестерного» изыска, не надо «впаривать
мозги» клиентуре насчет «компютерной
диагностики» ( у нас, исключительно у нас
исключительная компютерная диагностика,
она все покажет!), потому что есть уже
достаточно Примеров, достаточно Случаев,
когда хваленая «компютерная Диагностика»
по каким-то причинам ( есть, есть причины,
расскажу еще!) не может или не хочет «говорить
и рассказывать» о неисправности
конкретного автомобиля ( знакомый нашего
Сергея на Allteza
выпуска 2000года вот уже более месяца ездит
на «Палладу» для компютерной диагностики,
сначала там
вроде что-то
получилось, а теперь, по его словам, «машинке
моей становится все хужее и хужее»…нет,
ничего против «Паллады» не имею, не имел и
не буду иметь, но факты – вещь упрямая,
против них не попрешь, правильно?).
- Если мы взглянем на какой-то «технический
тупик» с «высоты наших знаний», то в
зависимости от действительной «высоты
наших знаний» и будет найдено или не
найдено решение.
- Как и с этим «гордым, но бедным» Crown.
- Сколько автомобилей – столько и
неисправностей. Редко, очень редко
попадается в практике работы
неисправность «один в один» с какой-то,
которая уже когда-то была. Всегда есть
отличия. Потому что это такой же организм,
как и у человека – «вчера болело здесь, а
сегодня болит там ».
- Вспомнил. Копаясь с CROWN вспомнил, только взглянув снизу
на глушитель : необычная ромбовидная
форма немного похожая на обводы танка Т-34.
- Лет так…да, где-то в середине 90-х годов по
дороге на «Федоровку» была мастерская, в
которой (тогда это было еще удивительно)
работал «механик-инженер с несколькими
высшими образованиями» и занимался он,
кроме всего прочего и тем, что «делал
глушители». И не просто – «делал», а «расчитывал
по сложной математической формуле при
помощи компютера ( как он всегда "ненавязчиво
" говорил клиентам ), на основе мощности
конкретного двигателя».
- Красиво сказано, не правда ли?
- Может быть, может быть…
- Глушитель для этого CROWN делал он.
- Но то ли исполнение было хреновым, то ли
математическая формула его подвела, а
итог – вот он : «не тянет после 90 км\час».
- Что самое удивительное – наш клиент
мучился с этой проблемой уже несколько
лет. Нет, первое время все было хорошо, он
даже и забыл о том, что ему когда-то
переделывали глушитель. Мелочь, не правда
ли?
- С «железом и механикой» я
сейчас уже не работаю, стар уже…
- Поэтому и было настоятельно порекомендовано клиенту :
« поехать в мастерскую, занимающуюся
двигателями и открутить или катализатор,
или впускной коллектор и посмотреть, как
после этого машина будет «тянуть».
- Все, уехал и пропал человек.
- А почему бы так и не сделать, если все это
«на халяву»?
Таков уж наш исконно русский характер :
" Халява слаще меда".
- Ведь с него ни копейки не было взято.
Потому что принцип такой – «некоторые
работы проводятся на доверии».
- Ладно, Бог с ним и с двумястами рублями
за диагностику. Нет Совести – не будет ее
никогда. Но Земля
– она круглая?..
- А что наш «бедный, но гордый» CROWN ?
- Видели его на трассе Южно-Сахалинск –
Холмск.
- Пронесся как бешеный…
- К слову : возникла такая идея –
создать список номеров автомобилей,
хозяева которых или «тихо», или попросту
нагло обманули и не расплатились за
диагностику или ремонт. Вы думаете таких
будет мало?
- Увы, увы…вспоминается самый первый,
наверное, случай в моей практике, когда
под предлогом «прокатиться и проверить»,
клиент газанул за ворота и исчез. «Товарищ»
был с Кавказа, между прочим. И таких «товарищей
с Кавказа», как ни странно, первое время
было великое множество, все норовили
каким-то образом обмануть и не
расплатиться…и как красиво говорят и
убеждают!.. но это уже тема для другого
разговора, я и так – «растекся мыслями по
древу».
- Но больше всего встречается нюансов по (
как я называю) – «по проводам». На «основе
Жигулевского опыта» начинаются «изыски»
при изготовлении «секреток». Уловить
конкретный «подчерк работы» не удалось,
скорее всего «Левша» уже есть во многих
числах…
- Что делают?
- Наверное, руководствуются ответом на
вопрос: «Без чего машина работать не
будет?».
- Без искры. Без топлива. Далее такое «умничанье» не идет, потому
что «временно уменьшить компрессию» для
«секретки» еще никто не догадался.
- Вот и начинают «разрывать» цепи
зажигания или топливного насоса,
вставляя в них или замудренную схему с
реле или просто выключатель. Кончаются
такие «технические изыски» плачевно ( об
этом можно прочитать в других статьях).
- Но «верхом совершенства» можно назвать
«изыск» изготовления «секретки», который
можно назвать так: « Угонщик машину
заведет, но никуда не уедет». Применили
это на автомобиле выпуска 2000 года. Идея, в
принципе, неплохая – при помощи
небольшой схемки периодически разрывается цепь управления (
сигнал data
) MAF-sensor. Что в итоге получилось?
- Дальше самой идеи дело не пошло. Потому
что после первого же «испытания» ( вроде
бы удачного) компютер
автомобиля «заклинило» и он упорно не
желал выходить из «ступора». Уже и
обратно все подсоединили, и «минус» АКБ
отсоединяли ( думая таким образом «скинуть
Память»), восстановили все цепи «штатно»,
а никак.
- Но ничего, пришлось немного подумать и «вернуть
компютер к жизни».
- …это интересно – стараться мыслить .
Нестандартно.
-
- И всегда стараться понять работу
двигателя и его системы электронного
впрыска «изнутри» - а что там и как «двигается»?
что мешает работать?
- Вот, например, достойный и достаточно
интересный случай с Mitsubishi
с двигателем 4G63
выпуска 1986 года. Неисправность такая :
- Если после включения зажигания на
панели приборов загорелась лампочка
перегрева выхлопных газов
- машина заведется.
- Если не загорелась – крути
стартером до одурения, ничего не
получится.
- С первого взгляда – недоумение. «Каким
таким боком» эта лампочка связана с
системой запуска двигателя? Она
работает только как информативная. И все.
- «Куда бежать»?
- Начинаем разбираться. Снимаем панель
приборов, все внимательно осматриваем. И
что обнаруживаем?
- Какой-то «Левша» уже там потрудился.
- Две дорожки спаяны между собой
проводком. Что за дорожки? Прозваниваем…
- Ага, одна «идет» на лампочку перегрева
катализатора, а вторая – на лампочку CHECK,
которая при включении зажигания
работает как ей и положено : загорается и
через 2 секунды гаснет.
- После небольшого и «мучительного»
размышления приходит ответ : действия «Левши»
можно «прочитать» и объяснить таким
образом,-
- Человек
"догадался", что если лампочка перегрева
горит, то и двигатель будет
заводиться. Если лампочка не горит – не
будет. Какой «вывод» напрашивается? Да, я
с вами тоже полностью согласен – первый
и «тупой» вывод : подать напряжение на
эту лампочку от лампочки CHECK
… и машина
должна завестись!!!
- Естественно, эти проводки были тут же
отпаяны и все приведено в «штатное»
состояние.
- А если подумать?
- Подавай – не подавай напряжение на
данную лампочку – ничего не
изменится, потому что это исключительно информативный
сигнал для водителя. Никакой
остальной нагрузки он более не несет.
- Ну и, конечно, эта лампочка является «звоночком»
для диагноста : « Думай»!
- Зададимся вопросом : откуда берет свое
начало сигнал для этой лампочки? Может
ли быть причина в «проводах» или здесь «чисто»
электроника?
- …и никакой «навороченный» мотор –
тестер или сканер здесь тоже не помогут,
потому что при дальнейшей проверке
выясняется, что :
- Искра
есть, но слабенькая
- Топливный
насос качает еле-еле
Да, на новых и "продвинутых"
автомобилях и сканер, и мотор-тестер
использовать можно. Ну а здесь? машина-то
какого года выпуска?
- Конечно, имеет право на
существование еще и такой способ
ремонта, который можно назвать "модульный
ремонт". Есть в нашем городе
Богатая фирма, которая вовсю использует
такой "способ". Побывавшие там и "вырвавшиеся"
от них с минимальными финансовыми
потерями клиенты говорили : "Да ну их
на...! Сначала, как они мне и сказали,
пришлось покупать у них и ставить новый
"трамбуллер"... - не помогло, но они убежденно,
конкретно и определенно сказали, что работать стало лучше - какой
там лучше, так же все!, и надо купить у них
и поменять что-то еще...ни денег, ни сил
уже нет!".
По моему мнению, нужен не "модульный"
ремонт, а - "модульная проверка",
потому что "модульно ремонтировать"
- это тоже самое, что ехать с завязанными
глазами...
"Модульная проверка" - если
позволяют силы и средства. Но ни в каждой
мастерской есть "проверочные"
компютеры, коммутаторы и так далее...конечно,
если случайно "в кустах" завалялось
что-то, то это другой разговор. Но и здесь
существует достаточно много "подводных
камней". Потому что если "тупо"
заменить один компютер на другой, даже с
"такого же двигателя", то "умирающему"
это может и не помочь. Как ни "странно",
но компютеры - разные. Другой разговор,
если на "разборке" вам попался
компютер "один в один" - все цифры и
все буквы на крышке совпадают. Но это уже
как повезет. Как там у "товарища"
Паркинсона?
- " Нужный болтик всегда находится на
дне контейнера".
- А замена компютера "на авось" -
игра в казино в невыспавшемся и пьяном состоянии?
-
- ( продолжение следует)
- Владимир КУЧЕР,
- Город Южно-Сахалинск
-
|