"...вот куплю сканер и начну денежки
грести лопатой..."
Гена, знакомый автомеханик
- Увы, не хочеться разочаровывать ярых
приверженцев «компютерной диагностики»,
считающих аксиомой и пропагандирующих
тему : « Мотортестер – панацея от всех бед!»,
но придется…
- На «просторах» данного сайта уже
несколько раз вскольз затрагивался этот
вопрос, но пока только так, мельком и
искоса, потому что не было «под рукой»
всего того, что называется «компютерной
диагностикой».
- Теперь же этот случай представился.
- И на основе одного из случаев
неисправностей ( и ремонта
этой неисправности) , я попытаюсь немного
поразмыслить о том, что же все таки это
такое,- КОМПЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА и
насколько она может помочь мастеру –
диагносту в определении неисправности и
ее ремонте.
- Стоит ли уповать на нее и «ставить во
главу угла» при проведении диагностики
автомобиля?
- Представлю «
участников»:
-
- Первый и основной, на которого
вся «надежа» :
-
- ADC 2000 “Мультимарочный
анализатор” + “Портативный мотор-тестер“
-
- Функции анализатора: системный мультимарочный сканер
эл. систем автомобиля, 4-канальный
осциллограф, мультиметр, проверка
первичных и вторичных цепей зажигания,
стартера, генератора, мощностной баланс,
равномерность компрессии, ПО для
персонального компьютера и др.
Функции мотор-тестера: 4-канальный
осциллограф, мультиметр, проверка
первичных и вторичных цепей зажигания,
стартера, генератора, мощностной баланс,
равномерность компрессии, ПО для
персонального компьютера и др.
Сканер применим к следующим маркам
автомобилей: BMW, VW/AUDI, MERCEDES BENZ, VOLVO, TOYOTA/LEXUS,
HONDA, NISSAN, MAZDA, MITSUBISHI, HYUNDAI, DAEWOO, KIA, SAMSUNG, GM, FORD,
CHRYSLER, все модели автомобилей с 16-конт.
диагностическим разъемом и протоколами OBD
II.
Тестируемые системы: ENG, A/T, ABS, SRS, AC, CC, IVMS,
Fuel/ignition, CC, BM/GM, Fuel supply, Idle control, Chassis, Body, IP,
DM, ATA, Convenience feature, CCS, BS, DPS, ASD, IMB, CLS, C/S, ES, IP,
SS, SSS, SWC, SAS, AHS, DC, GDB, LLC, NS, ISS, IMS, ALS, ED, BCS, ECM,
PAS, ECU, 4WD, RLC, RDI, TPM, MA, BCS.
Функциональные
возможности системного сканера:
чтение стирание ошибок, вывод текущих
данных, проверка исполнительных
механизмов, идентификация систем,
базовые установки, адаптация, сброс
сервисных интервалов.
( описание возможностей данного прибора
согласно имеющейся Инструкции , которая
ничем не отличается от той, что имеется
на сайте Компании – практически «один в
один»)
- Я
не зря так многословно переписал все
возможности этого прибора.
- Впечатляет?
- Впечатляет.
- Наверное,
такое перечисление магически действует
на многих неискушенных автомехаников : «
О-О, панацея от всех Бед !».
- Второй
участник :
- Совмещенный
с компютером АЦП от
L-Card ( L
– 761, L –
783 ).
- ,-
с некоторыми расширенными
возможностями отображения текущих
процессов в реальном режиме времени
- Третий
участник :
- «Мультиметр
обыкновенный», производство Китай,
стоимость 1.356 рублей.
- и, конечно, сам «виновник торжества» -
автомобиль Nissan
– Laurel ,
выпуска 1997 года с двигателем VG
30 DET.
-
- Неисправность на нем «звучит» таким
образом :
-
« При начале движения, во время
переключения передачи с первой на вторую,
машина сильно дергается, набор скорости
происходит рывком до определенного
предела, а потом все идет нормально.
Повышенный расход топлива».
-
С такой неисправностью машина и пришла из
Японии. Правда, под так называемый «разбор».
Что и можно взять на заметку. Но не
акцентировать на этом внимание. Не
разбрасываться.
- Начнем?
- …человек, предоставивший нам и «управляющий»
мотортестером ADC
2000 сразу поскучнел и сказал :
- -
ну-у…это не совсем обычная
неисправность, мой тестер может ее и не «взять».
- На что ему вполне резонно было замечено,
что «начнем пробовать, а там посмотрим».
- И кроме того : такая дорогая «игрушка»
должна же оправдывать свою цену! Или она
предназначена исключительно для «обычных»
неисправностей? Все-таки стоит она не
одну тысячу «баксов».
- Оговорюсь сразу : я не Бог в диагностике,
но перед всем этим, перед всеми этими
проверками просто «посмотрел» машину,
запустил двигатель, прокатился, «послушал»
ее и сделал для себя совсем определенный
вывод. А вот какой именно – об этом в
конце статьи.
- Дорогая игрушка «сошла с дистанции»
сразу же, потому что не смогла определить
: что это за зверь перед ней, какой
автомобиль, какой производитель, то есть,
как нам понимается, для того, что бы все
было «тип – топ», для нее нужен был еще
какой-то специальный катридж. А в этой
комплектации она запиналась на первом же
этапе : не могла связаться с бортовым
компютером автомобиля и получить от него
«добро» для начала работы.
- К слову сказать: как раз во время
написания этой статьи было получено
письмо из Владивостока от Дмитрия
Смурова. Он написал, что
пользуется сканером
корейского производства DCN
– pro ( фирма – производитель : HANA TECH Co., Ltd.). И
далее:
- «…Этот
прибор по системе диагностики «берет»
все системы и модели корейцев и некоторые
модели японцев. Он может работать с
Тойотой, Ниссаном, Митсубиси, Хонда, Мазда
с системой диагностики OBD-II.
- Недостатком
этого прибора является то.
что он адаптирован под европейский парк
японских автомобилей, поэтому некоторые
системы, которые используются на японцах
внутреннего рынка - он не берет. Он не
берет систему диагностики дизелей…»
- Из всего этого пока приходится делать немного
грустноватый вывод :
- « Это немного не то, о чем думалось…».
- А думалось вот о чем:
- Много-много лет назад, еще будучи в
состоянии: « автолюбитель – автомеханик
широкого профиля» и прочитывая
многочисленные рекламные проспекты, в
которых говорилось о «широчайших
возможностях» сканеров и мотортестеров,
в голове возникал и утверждался образ
всего этого как «панацея от всех бед».
- Мол, «накоплю денежек, куплю, буду
эксплуатировать и в ус не дуть».
- О-о, если бы оно все так и было…
- Кстати, такое же заблуждение бродит
сейчас в голове у многих, в том числе и у
моих знакомых автомехаников.
- Но , наверное, мало кто представляет себе,
не может пока нарисовать в голове
полную картину под названием :
- МОТОРТЕСТЕР, СКАНЕР – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?
- За исключением, наверное, тех, кто уже «понюхал»
сканер ( мотортестер) и чему-то
возрадовался или опечалился.
- И насколько сканер ( мотортестер)
оправдывает свое предназначение
( как многие думают) – заменить мастера-диагноста
при диагностике автомобиля?
- Во многих рекламных проспектах так
прямо и пишется ( или подразумевается),
что вся диагностика, весь ремонт
автомобиля после покупки вот этого
именно сканера(мотортестера) будет
сводиться к тому, что его «только надо
подключить, а дальше уже он сам…».
- Но «вернемся к нашим баранам». К нашей
диагностике автомобиля Nissan.
- Пытаемся «вручную» считать код
неисправности, путем перемыкания
контактов в диагностическом разъеме.
Хотя уже заранее ясно, что кодов и быть не
должно – во время работы двигателя транспорант CHECK
на панели приборов не горит ( хотя разное
бывало…бывало, что CHECK
не горит, а при считывании кодов
неисправностей в Памяти «сидит» ошибка).
- Да, так оно и есть.
- Нет ничего.
- Ну хорошо, посмотрим теперь, что мы можем
«прочитать» при помощи нашей
модернизированной АЦП.
- Время открытия форсунок – 4.1 мсек.
- Это первое, на что мы наткнулись и что
заставило нас немного подзадуматься.
- Нет, все-таки надо «идти другим путем» и
выбросить из головы «чистоту экперимента»
- попробовать отдиагностировать
автомобиль при помощи ТОЛЬКО сканера или
мотортестера.
- Начнем.
- Запускаем двигатель.
- Все нормально, запуск происходит «чисто».
- Начинается прогрев двигателя.
- Он греется, а мы пока курим и немного
думаем.
- Мыслей много, мысли разные.
- Двигатель греется, а мы «листаем»
рабочий компютер, смотрим для интереса
информацию по рекламируемым сканерам и
мотортестерам.
- В глаза сразу же бросается «небольшое
дополнение» практически к каждому
прибору – «для диагностики автомобилей…
требуется дополнительный катридж…».
Стоимость такого катриджа в среднем
варьируется от 500 до 900 долларов.
- Круто, что и говорить.
- Получается, что сам прибор, например,
стоит 800 долларов + дополнительные
катриджи к нему, каждый по столько же.
- Это только для того, что бы иметь
возможность диагностировать ВСЕ
автомобили.
- Ну хорошо, катриджи катриджами, а вот что
там говорится насчет совместимости, как,
например, в случае диагностики Дмитрия из
Владивостока?
- Да, есть оговорка : « диагностика
автомобилей азиатского производства».
- Стоп.
- Наверное, как мне лично кажется ( но могу
и ошибаться? Пусть меня подправят), -
наверное системы самодиагностики имеют
отличие:
- Автомобили, выпущенные для Японского
рынка
- Автомобили, выпущенные для Азиатского
рынка
- Автомобили, выпущенные для Европы
- Автомобили, выпущенные для
Американского рынка
- Автомобили, собранные на заводах «третьих
стран»
- Этот список, наверное, можно продолжать.
- Так что получается?
- Получается ( и об этом говорят наглядные
Примеры ), что для каждого варианта
автомобилей ( страны выпуска, страны
предназначения и так далее), нужен или
СВОЙ сканер или СВОЙ катридж.
- Потому что в противном случае
диагностика будет или НЕВЕРНОЙ, или
НЕПОЛНОЙ.
- Или вообще – прибор откажется работать,
потому что «он не знает» такого
автомобиля – Nissan
– Laurel
выпуска 1997 года с двигателем VG
30 DET.
- Так что : «Не все так просто в мире
диагностики».
- Ну сами подумайте, какой смысл для
производителей сканеров или
мотортестеров сразу же «забивать» в
Память своего прибора ВСЕ марки и модели
автомобилей?
- Во-первых, это наверное, технически
достаточно трудновато.
- А во-вторых – купив единожды такой
сканер, человек уже полностью НЕЗАВИСИМ
от фирмы производителя. Денежек ей больше
от него не будет.
- Ну и кроме того, автомобили, как ни
странно ( это юмор у меня такой), имеют
тенденцию к развитию.
- Вот, например, сколько и КАКИЕ
неисправности обнаруживала система
самодиагностики Nissan
в самом «начале своего пути» :
- 11
.............................. Camshaft Position Sensor
- 12
................................... Mass Airflow Sensor
- 13
................... Engine (Coolant) Temperature Sensor
- 14
.................................. Vehicle Speed Sensor
- 21
................................. No Ignition Reference
- 31
........................... Engine Control Module (ECM)
- 32
............................................ EGR Sensor
- 33
......................................... Oxygen Sensor
- 34
...................... Knock (Detonation) Sensor (3.0L)
- 35
................................ EGR Temperature Sensor
- 41
......................... Air Temperature Sensor (2.4L)
- 43
.............................. Throttle Position Sensor
- 45
......................................... Injector Leak
- 51
............................... Injector Circuit (3.0L)
- 55 ............................... No Malfunction Recorded
- Не слишком
много, не правда ли?
- А через 10 лет самодиагностика развилась
и обнаруживаемых неисправностей стало
гораздо больше, начиная от :
- 11
P0340 Camshaft Position Sensor
- и заканчивая
:
128 P0710
Fluid Temperature Sensor (4)
-
- Как вам это
нравится?
- Нравится это только
производителям сканеров и
мотортестеров, потому что это для них –
Жила Золотая.
- …нет, я ни в коей
мере не хочу в
этой небольшой статье принизить
возможности диагностических приборов.
- Владимир Лещенко (
город Одесса ) имеет много наработок в
обращении со сканером на базе карманного
компютера. Отзывы – положительные. Но
наверное ему «попадались» исключительно
«хорошие и послушные» автомобили,
которые сразу же поддавались диагностике?
- «…хотелось бы
послушать начальника транспортного цеха…».
- Недавно одна
клиентка, помыкавшаяся с ремонтом своего
автомобиля не один месяц и в конце концов
попавшая на ремонт в нашу мастерскую
спросила:
- -
скажите, а
есть ли такой компютер, который бы
полностью определил неисправность моего
автомобиля?
- Есть.
- Да, есть такой
мотортестер, например, фирмы Snap – On.
- Да только вот
стоимость у него…заоблачная.
- Несколько
десятков тысяч долларов.
- Кому доступен
такой прибор?
- Правильно,
исключительно крупным компаниям.
- Но опять-таки, к
таким приборам нужны дополнительные
катриджи или CD.
- И еще ( так и просится на язык ) – нужна
еще и Голова.
- Вы тоже так считаете?
- Ну что, пока мы размышляли – двигатель
автомобиля прогрелся, но, даже со стороны
- ( слух-то, как –
никак, уже немного наметанный) становится
слышен некоторый диссонанс : обороты ХХ
вроде как повышенные.
- На этой модекли двигателя для
регулировки ХХ есть винт байпасного
канала – пластмассовый, «кончик»
которого виден из-под закрывающей весь
двигатель красивой фальшпанели. Увы, увы,
ничего не получается, винт закручивается
до конца, до упора, а на величину оборотов
ХХ это даже и не влияет.
- Картина вся, в принципе, «прорисовывается»
после того, как садишься на сиденье
водителя и окидываешь взглядом панель
приборов, кладешь руку на рычаг «тяпки» (
между прочим, это тоже имеет некоторое
значение) и влушиваешься в работу
двигателя…( а мозги тем временем
воспринимают – сопоставляют –
анализируют звуковую и видеоинформацию :
наш мозг самый совершенный компютер, да
вот только используется он на процент или
доли процента, наверное, нашему Создателю
по каким-то причинам – не было времени
или невыгодно, «забылось» наделить нас
более совершенными функциями?).
- Нет, - «так оно быть не должно».
- Такая мысль возникает после
сопоставления информации.
- Что именно?
- Двигатель работал на прогреве около 10
минут. На дворе лето. Хватило бы и
несколько минут, что бы он достиг
оптимальной температуры.
- Ан нет, стрелка температурного датчика
… прошу прощения, здесь не стрелка,
просто по привычке говорится,- здесь
электронное табло, на котором
высветилось зеленым всего 4 деления.
- До серединки еще несколько делений.
- Вывод первый – «недогрев».
- Вывод надо проверять, подтверждать или
опровергать.
- При помощи выносного температурного
датчика от «обыкновенного» мультиметра
меряем температуру в различных местах
двигателя. Больше 50 – 65 градусов не
получается. Даже в районе термостата.
- Идем далее и смотрим уже более
внимательнее – у нас еще в «запасе»
остается проверка датчика температуры
охлаждающей жидкости двигателя ( THW
).
- Расположен он достаточно неудобно, в
районе пятого цилиндра, но при известной
сноровке все получается.
- Сколько?
- Всего 599 Ом.
- Ну, будем говорить для ровного счета –
сопротивление THW
= 600 Ом.
- О, вот это уже ближе к Истине.
- К той Истине, которую мы пытаемся
отыскать – к причине неисправности.
- …то есть, получается, что весь этот «нагороженный
огород» - городить – то и не стоило бы.
- Не надо было бы привлекать «дополнительные
средства» в виде навороченных сканеров
или тестеров, можно было бы ( в этом случае)
обойтись исключительно своими МОЗГАМИ?
- Наверное…
- Вывод простой : из-за банального «недогрева»
двигателя, вызванного нештатной работой
термостата ( красиво сказано, но пусть ),
двигатель имел пониженную рабочую
температуру.
- Компютер автомобиля, ориентируясь
исключительно на показания датчика
температуры ( THW),
«думал», что двигатель еще не прогрелся и
поэтому «держал» немного повышенные
обороты.
- Отсюда – расход топлива.
- Отсюда – неправильное срабатывание
АКПП ( муфта все-таки расчитана
переключаться на «нормальных» оборотах
– 650 – 700, а при 900 оборотах в минуту и
будет происходить так называемое «дергание»,
правильно?).
- А теперь посмотрим, был бы способен
какой – либо сканер определить эту
неисправность?
- Для этого пролистаем коды
неисправностей, попытаемся там отыскать
неисправность, в которой сказано, что «
код №… - пониженнная температура датчика
температуры».
- Увы, такого нет.
- Есть только
:
- 98
P0125 Engine Coolant Temperature Sensor
- 13 Engine (Coolant) Temperature Sensor
- И все?
- К счастью – нет.
- При внимательном изучении
специализированной литературы ( кстати, у
многих автомехаников или во многих
автомастерских она есть?), становится
ясным, что «по идее» на данном автомобиле CHECK
должен был «высветить» код неисправности
№98.
- Хотя это «просто» неисправность
температурного датчика.
- Однако, в небольшой и далеко запрятанной
«оговорке» японскими
методистами сказано, что :
- « Код неисправности № 98 означает «низкие»
показания датчика температуры».
- И далее:
- « Все вышесказнное нельзя относить КО
ВСЕМ МОДЕЛЯМ АВТОМОБИЛЕЙ»
- Наверное, если бы у нас имелся
СПЕЦИАЛЬНЫЙ сканер или мотортестер для
диагностики ЭТОЙ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЯ – не
пришлось бы и писать эту статью.
- Но, как уже говорилось выше – все
упирается в «определенную» сумму денег.
- Кто будет покупать дорогущий сканер или
мотортестер исключительно для
диагностики нескольких автомобилей?
- А что наш «прибамбас» на основе АЦП от L-Card?
- Да, при его помощи, по косвенным
признакам можно было бы «выйти» на
неисправность.
- Потом посмотрели еще раз, более
внимательнее – да, форсунки открываются
слишком уж «широко».
- Но !
- Есть ли смысл «городить огород», такой
большой и корявый, если есть «Голова и
Мозги в одном флаконе?».
- Конечно, существуют
такие неисправности, которые не
определить без помощи сканера, просто-напросто
не «прочитать» код неисправности.
- Но сколько раз попадались такие случаи?
- Наперечет.
- Поэтому, этой статьей своей я меняю свою
бывшую точку зрения и принимаю точку
зрения своего коллеги – Марка
Николаевича Фиалковского
и начинаю утверждать, что :
- Сканер, мотортестер, АЦП
совмещенная с компютером и так далее –
это все только простое дополнение к
Голове.
- Главное – ГОЛОВА.
- Главное – ОПЫТ.
- Главное – умение «выслушать»
автомобиль точно так же, как врач
выслушивает больного.
- И поставить Диагноз.
- …Не сомневаюсь, что у меня найдутся
опоненты.
- Правильно, на то она и жизнь, что бы
спорить и сомневаться?
- P.S,-
и если уж приобретать сканер (
мотортестер), то тысячу раз взвесить все «за
« и « против».
- И, естественно, всегда помнить, что самый
лучший мотортестер – своя голова на
плечах. Потому что «уперевшись» в свой
имеющийся сканер ( мотортестер) и
поработав с ним, получив какие-то вполне
положительные результаты, человек начнет
лениться думать, начнет терять практику и
все станет наоборот – человек станет
приложением к сканеру, станет полностью
от него зависимым.
- Владимир Петрович,
- город Южно - Сахалинск
|