«Область неисправности –
свеча зажигания»
- Свеча зажигания, искровая
запальная свеча, устройство для
воспламенения рабочей смеси в
цилиндрах карбюраторного двигателя
внутреннего сгорания искрой,
образующейся между её электродами. С. з.,
ввёртываемая в головку цилиндров,
состоит из стального корпуса 4 (см. рис.)
с боковым электродом 2 и изолятора 5
с центральным электродом 1, на верхней
части которого установлена контактная
гайка 6. Периодически в искровом
промежутке между центральным и боковым
электродами создаётся высокое
напряжение и проскакивает искра. Длина
юбки 3 изолятора определяет
тепловую характеристику С. з. Короткая
юбка обеспечивает хороший отвод тепла
от изолятора к корпусу, и свеча с такой
юбкой называется холодной. Свеча с
длинной юбкой называется горячей.
Холодные свечи применяют при
длительной работе двигателя с большими
нагрузками и на повышенном тепловом
режиме.
© 2001 Russ Portal Company Ltd.
© 2001 "Большая Российская энциклопедия"
Все права защищены
Каким образом можно удостовериться
в том, что используемая на данный момент в
двигателе свеча зажигания – исправная или
наоборот,требует замены?
Достаточно часто бывает такое, что и по
внешнему виду свечи зажигания, а далее -
при ее проверке как
и ручным , «школьным» тестером – «Тест – М»,так
и специальным,настольным , где свеча
зажигания проверяется еще и под давлением -
ничего не говорит о неисправности.
А неисправность – присутствует.
( думается, что при «ручной»
проверке , даже при
смоделированном давлении до 10 кг\см2
, свече зажигания «не хватает» ,
например, повышенной температуры (около
50 градусов Цельсия), вибрации,
краковременной детонации и каких-то еще «естественных
условий»,что бы она «показала себя», то есть
начала работать с краковременными
перебоями).
Выражается
неисправнсть свечи зажигания в довольно
странном и на первый взгляд непонятном
поведении двигателя:
- И
минуту, и две минуты двигатель работает
ровно и устойчиво, а потом
обороты внезапно поднимаются и через
секунду-две медленно опускаются до «нормального»
холостого хода. Иногда перед этим можно
почувствовать «легкое вздрагивание»
двигателя.
Иногда в
таком «поведении» двигателя
«виновата» свеча зажигания.
Конечно, имея мотор-тестер
конкретно приспособленный
конкретно для проверки системы зажигания ,
можно все-таки «уловить» перебои и
посмотреть их на экране монитора.
Однако, даже в большом городе
можно по пальцам пересчитать мастерские,которые
имеют такой тестер или такую
диагностическую линию.
В принципе, подобные перебои
можно «уловить» еще и при помощи
стробоскопа, подключая его поочередно к
каждому высоковольтному проводу , обладая
как и хорошим зрением,так и
достаточным терпением.Однако мало кто
сможет,например, подключить стробоскоп и
проверить это утверждение на двигателе Nissan
RB-20,где
нет высоковольтных проводов , а на каждой
свече зажигания стоит своя катушка
зажигания. Таким примеров «невозможности»
использования стробоскопа можно привести
достаточно много.
Если попытаться объяснить с «научной точки
зрения» эти, вроде бы и не совместимые
понятия : « плавают обороты двигателя» - «неисправность
свечи зажигания», то можно
сказать таким
образом ,-
- Во
время работы двигателя на ХХ
устойчивость работы (приготовление
топливо-воздушной смеси) ,в основном,
обеспечивается MAP-sensor
( MAF-sensor)
и Oxygen
sensor,работающего
по принципу «обратной связи».
- В
случае, если какая-то свеча зажигания в
какой-то момент своей работы дает «сбой»,
то есть произведет «пропуски зажигания»,
это немедленно отразится
как и на величине разряжения во
впускном коллекторе (обороты двигателя
на какое-то мгновение станут меньше «рассчетных»),
так и на составе выхлопных газов
( произойдет мгновенно – резкое «обеднение»
смеси,что тут же зафиксируется датчиком
кислорода).
- Бортовой
компютер,который от
4 до 8 раз в секунду получает информацию от
датчика кислорода и постоянно
- от MAP-sensor
– это «просто исполнительное устройство»
пока еще «думать» не наученное и, получив
от этих сенсоров и датчиков информацию о
том, что состав смеси и разряжение во
впускном коллекторе изменились, тут же «подбрасывает
дровишек» - добавляет топливо в цилиндры (расширяет
импульсы на форсунки). В этот момент
обороты двигателя вырастают.
- Однако,
пока компютер хоть и быстро, но «думал» и
«добавлял» - прошло какое-то время и свеча
зажигания «снова заработала». Состав
смеси и разряжение во впускном
коллекторе выровнялись и стали
нормальными. И компютеру приходится
снова менять расширение импульсов на
форсунки в сторону уменьшения – обороты
двигателя в это время начинают снижаться.
- И
так продолжается несколько раз,пока
компютер не «поймет»,что и разряжение во
впускном коллекторе,и «выхлоп» стали
нормальными. Вот такая «инерционность»
регулировки может продолжаться
несколько секунд.
А теперь стоит посмотреть и попытаться
определить для себя – по каким причинам
свеча зажигания может «барахлить».
Ниже приведен рисунок (разрез) свечи
зажигания и небольшое описание
ее составных элементов :
- наконечник
свечи зажигания (обычно – двухволнистый),
изготовленный из металла со
специальными свойствами и
запрессованный «на горячую» в самом
конце технологического цикла
изготовления свечи – предназначен для
передачи напряжения зажигания на
центральный электрод свечи через
специальный токопроводящий стержень (13) .
Не откручивается и не вращается,в отличии
от поддельных свечей зажигания или «чисто
русских» свечей зажигания.
- многоволнистый
( обычно – «пятиволнистый»,но
встречается как и более, так и менее)
изолятор свечи изготовленный из
специальной керамики. Естественно,что
каждая фирма - изготовитель держит в
секрете ее состав и технологию
изготовления. За счет количества и высоты
«волн» керамики , такой изолятор удлиняет
возможный путь прохождения высокого
напряжения и тем самым максимально
препятствует току утечки ( если мысленно
мы "разгладим" эти волны, то сможем
представить,насколько "длиннее"
станет изолятор свечи).
- металический
корпус свечи ( может быть , например,
никелированным), соединенный с
остальными деталями свечи при помощи
горячего прессования под
определенным давлением и при строго
фиксированной температуре.Особое
внимание уделяется времени
остывания свечи зажигания после этого
процесса - оно строго фиксированное и
должно происходить в определенных
условиях. Именно на этом корпусе фирма-производитель
выдавливает свои специальные
технологические значки ( у них очень
ровная линия, а глубина выдавленных букв
и расстояние между ними строго одинаковы).
Поддельные свечи зажигания можно
определить именно по цвету корпуса -
если он радужно "переливается", то
такая свеча зажигания не прошла
окончательную термическую обработку и
является "левой". Тоже относится и к
способу нанесения "фирменной"
надписи - расплывчатая.неровная и так
далее говорит о "левом" или "полу-левом"
производстве.
- металическое
уплотнительное кольцо,герметизирующее
соединение свечи зажигания с блоком
цилиндров – запресовано и обжато на
самой свече зажигания
под давлением, не снимается и не
откручивается в отличии от «поддельных»
свечей зажигания ( если при покупке свечи
зажигания вы проверите хотя бы это
условие - попытаетесь снять (открутить)
это металическое кольцо и это вам удастся,
- вот вам наглядный пример "левой"
продукции, такая свеча, может быть,
изготовлена в дощатом китайском
сарайчике на окраине большого города...).
Кроме того, это уплотнительное кольцо
изготовлено не из "просто металла" -
у него так же специальные форма, состав и
свойства, чисто "фирменное" кольцо
после правильного вкручивания свечи
зажигания "садится" по своей высоте
на 50%.
- внутреннее
уплотнение предназначенное для фиксации
положения керамического изолятора и
улучшения внутреннего теплоотвода (
отсутствует на поддельных свечах
зажигания для удешевления производства).
- основание
пятиволнистого изолятора( бывает
изготовлено «под конус» или «бочонком» и
зависит от предназначения свечи
зажигания) , внутри которого запрессован
центральный электрод
- по цвету
данного изолятора обычно определяется «правильность»
работы конкретного цилиндра, «нормальный
и рабочий» цвет изолятора – светло-коричневый,все
остальные цвета или отложения «говорят»
о каких-то нарушениях (неправильный
состав топливо-воздушной смеси – цвет
или «чисто белый» или «черный», наличие
дополнительных присадок в топливе –
«красноватый или рыжеватый
налет» и так далее).
- технологическая
фаска,облегчающая вкручивание свечи
зажигания в головку блока цилиндров.Рекомендуется
перед вкручиванием свечи зажигания
наносить на нее специальную аэрозоль – «антипригарную»,
что никто и никогда, в принципе. не делает.
- боковой
(заземляющий) электрод изогнутый строго
под 90 градусов,который содержит
специальные добавки или платиновое
напыление,улучшающие и увеличивающие
долговечность и работоспособность свечи.В
зависимости от исполнения и "предназначения"
свечи зажигания боковых электродов может
быть один,два,три и четыре, а форма их,состав
так же могут быть различными.
- воздушный
зазор между керамическим изолятором и
металическим корпусом свечи,который
служит для процесса самоочищения и
уменьшения нагара (определяется
последней цифрой в наименовании свечи
зажигания,например, у свечи BCPR6EY-11 зазор
установлен в процессе технологической
сборки в 1.1 мм).
- центральный
электрод (в зависимости от исполнения
свечи зажигания может быть как и разного
диаметра,так и высоты и выполнен из
специальных сплавов - платина,вольфрам и
так далее).
- специальное
соединение из электропроводящей
стекломассы,которое служит для
соединения токонесущего стержня с
центральным электродом
- керамический
корпус, который служит для изоляции
центрального электрода от массы и
который способен выдержать
напряжение пробоя
от 40 до 50 Квольт
- токопроводящий
стержень,запресованный
«на горячую» и под давлением в
токопроводящую стекломассу и связанный с
центральным электродом
Как мы видим, свеча зажигания устроена
очень и очень непросто.
И если
задать вопрос : "Какие же «слабые
места» могут быть у нее?", то ответить,наверное,
можно таким образом :
-
Для свечей зажигания «левых», то есть
поддельных и не «от
производителя» - слабыми местами могут быть
практически все вышеперечисленные пункты.
К нашему сожалению.
|