Данная статья написана после разговора
со знакомым автомехаником, которого
хотелось бы убедить в том, что при замене
свечей зажигания на любом автомобиле к
этому "процессу" надо относится со
всей серьезностью...
На первый взгляд все свечи зажигания
одинаковые! Но когда мне клиент привез
вместо свечей зажигания BKR6E, которые
были положены для его двигателя - свечи
зажигания с маркировкой BKR6EKUC, то это уже был
явный "перебор"...
И на его удивленный взгляд : " А что здесь
такого? Эти даже лучше,смотрите, у них даже
два электрода,а я вот читал когда-то...". И
пришлось немного задержаться и "просветить"
насчет свечей зажигания.
Говоря образно,вкрутив вместо
рекомендуемой свечи зажигания для
данного двигателя привезенные им свечи
зажигания, мы самостоятельно изменим
условия сгорания топливоздушной смеси в
цилиндре двигателя.
Даже несмотря на то, что "сохраним"
калильное число.
Давайте попытаемся разобраться и
подтвердить или опровергнуть "значимость
каких-то миллиметров по высоте свечи
зажигания для устойчивой работы двигателя".
Как мне думается, японские инженеры,
первоначально создавая какой-то новый
виртуальный двигатель, на Большом
компютере просчитали все варианты и
выбрали самый наилучший : головка
блока цилиндров должна быть сделана из
таких-то материалов и иметь такие-то
размеры...камера сгорания должна иметь вот
такую конфигурацию и иметь такие вот
размеры...поршень...и так далее,и тому
подобное.Правильно?
В том числе при помощи того же компютерного
моделирования определяется та, одна-единственная
точка в камере сгорания, где при
определенном составе топливовоздушной
смеси,при определенном давлении, в строго
определенный момент (остановимся пока на
этом) и надо "подать" искру.
Эта точка в камере сгорания является
оптимальной для того, что бы вся
топливовоздушная смесь "взорвалась"
"правильно", без побочных эффектов
детонации, эффекта "полусгорания" и
так далее.
В зависимости от этих параметров
подбирается или заказывается у
Производителя свеча зажигания,которая
должна обеспечивать наилучшие условия
воспламенения топливовоздушной смеси (
определенное калильное число свечи
зажигания, вид центрального электрода -
обычный или "V" - образный, "платиновая"
или обычная и так далее).
И если мы самостоятельно изменим эту "точку
воспламенения", перенесем ее на "какие-то
миллиметры" в ту или иную сторону, то
могут, как мне кажется, возникнуть
непредсказуемые дополнительные условия
сгорания топливовоздушной смеси.И
какими они будут,эти условия, "хорошими
или плохими" - сказать или предсказать
трудно.
Фирмы-производители не рекомендуют
использовать другие (с другими
показателями) свечи зажигания.
Например,для Toyota - Cavalier выпуска 1996 года с
двигателем 2.4 литра рекомендуются свечи TR55VX
Для Nissan - Maxima выпуска 1993 года с двигателем
VG30E свечи зажигания BKR6EY-11
или BKR6EVX-11
На первый взгляд,посмотрев на рисунки,
можно и не найти слишком уж очевидных
отличий. Свеча как свеча...
Но если присмотреться и,самое главное -
знать ее точное название, то это скажет о
многом.
"BK" или "BC" - говорит о диаметре
резьбовой части и составляет "японский
основной стандарт" ( в основном
встречается) - 14 мм ( или шестигранник 16мм.
).
"R" - наличие резистора в конструкции
свечи зажигания
Цифра "6" или другая цифра в
названии говорит о калильном числе свечи
зажигания:
2 - 3 - 4
- 5 - 6 - 7
- 8 - 9 - 10
- 11
Самая "горячая" свеча - с номером
"2". Далее идет возрастание до номера
"11".Это самая "холодная" свеча
зажигания.
Если закрутить в двигатель свечу с другим
калильным числом, то при этом могут
получиться две самые распространенные
неисправности: свеча зажигания или будет
перекаливаться, что грозит калильным
зажиганием, или будет "забрасываться"
сажей, то есть не сможет самоочищаться.
Кстати, о самоочищении : проверить,
правильно ли подобрана свеча для двигателя
можно и таким способом - запустить
двигатель и дать ему поработать на ХХ (холостом
ходу) несколько минут.Заглушить двигатель и
выкрутить свечу.Если ее изолятор, до этого
бывший белым стал с сероватым или
черноватым оттенком - уже хорошо.После
этого снова закрутить свечу,запустить
двигатель и "погонять" его на оборотах
около 3.000 минуты 3-4.Снова заглушить и снова
выкрутить.Если с изолятора свечи
зажигания исчез серовато-черный налет -
свеча стоит "правильная",калильное ее
число "правильное" потому что
поддерживается процесс самоочищения.Если
этого не происходит - стоит задуматься и
искать причины.
На японских автомобилях для "массового"
потребителя в основном используются "стандартные"
свечи зажигания со "стандартным"
калильным числом - 5 или 6.
Буква, следующая сразу за цифрой в
наименовании "говорит" о длине
резьбовой части свечи зажигания :
"E" - стандарт, 19 мм.
"EF" - 17.5мм
"FS" - 10.9мм
"H" - 12.7мм
"L" - 11.2мм
"S" - 9.5мм
"Z" - 21мм
Вторая буква,которая идет за цифрой в
наименовании, определяет особенности
конструкции свечи зажигания:
S - стандартный размер, диаметр
центрального электрода составляет 2.5мм
A и B - специальное исполнение для специально
изготовленных двигателей
K - два заземляющих электрода ( например,
свеча зажигания BKR6EKUC для
двигателя GDI , Mitsubishi, 4G94 имеет
специальное исполнение - два заземляющих
электрода (буква "К" в названии).
U - свеча с полуповерхностным разрядом (специальное
исполнение)
С - удлиненное исполнение заземляющих
электродов
M - два заземляющих электрода ( для свечей
зажигания изготовленных только для
автомобилей Mazda специального исполнения).
Z - диаметр центрального электрода 2.9 мм
Q - свеча зажигания специального исполнения
с полуповерхностным разрядом и с четырьмя
заземляющими электродами.
Т - свеча зажигания специального исполнения
с тремя заземляющими электродами
GVV - свеча специального исполнения, для
двигателей специального исполнения,
центральный электрод выполнен из платино -
палладиевого сплава.Достаточно дорогая
даже для "буржуев",стоимость одной
свечи зажигания около $100.
V - "обыкновенная" свеча зажигания,правда,
центральный электрод у нее так же выполнен
из платино - палладиевого сплава ,
предназначена для "массового"
потребителя.
W - центральный электрод выполнен из
вольфрама. Долговечная.Дорогая.
Самая последняя цифра в наименовании
свечи зажигания - зазор между центральным и
заземляющим электродами.
Цифра " 11 " - зазор 1.1мм.
И так далее.
При замене и приобретении свечей
зажигания спешить не стоит. Пользуйтесь
правилом : " Доверяй,но проверяй".То
есть, попросите сначала в одном магазине
посмотреть в каталоге - какая свеча
зажигания "идет" на ваш автомобиль,потом
во втором, в третьем и так далее.Обойдите
несколько магазинов и везде записывайте
наименования.А потом сравните и посмотрите,сколько
у вас будет совпадений.Вот уже по этому
можно немного ориентироваться - не знаю,как
сейчас обстоят с этим дела,но ранее
практически во всех автомагазинах каталоги
свечей зажигания были разными. Но лучше
всего искать "правильные" свечи для
вашего автомобиля - в Internet,на сайте
производителя.Там уже точно ошибки не будет.
Владимир Петрович Кучер, город Южно-Сахалинск
|