- Бортовой автомобильный компютер ( ECU
) – вещь , в
каком-то смысле, достаточно «тупая» и
не может работать сам по себе.
- Его нужно «толкнуть – разбудить»
сигналами, что бы он «проснулся» и
начал управлять работой двигателя.
- Написано немного простовато, но
ладно уж, это для лучшего понимания
нашего небольшого разговора о
двигателе 4G15
Mitsubishi, который внезапно заглох и все,
больше уже запускаться не желал…
- Немного отвлечемся и посмотрим
отстраненно на этот вопрос, спросим
себя : «что компютеру требуется для
этого?».
- Ответ, наверное, простой : требуются
управляющие сигналы, распознав
которые, компютер сможет понять, что
двигатель уже начал
работать и надо бы им как-то
управлять?
- Да, управляющие
сигналы - это основные сигналы для
компютера , сигналы
Ne_G(
их еще называют «сигнал распредвала»,
«сигнал коленвала», они есть (должны
быть!) практически в каждом двигателе,
потому что именно на их «основе»
компютер может не просто рассчитывать,
а – правильно
рассчитывать «время подачи
искры», «время открытия инжекторов» и
так далее и тому подобное…).
- Можно и далее усложнить эту тему,
поговорить о том, например, как будет
себя вести двигатель при отсутствии
одного из этих сигналов, при не совсем
правильном сигнале, но это достаточно
большая, сложная и
немного другая тема, так что
остановимся на простом.
- На «просторах этого сайта» мы уже
говорили о том, что распределители
зажигания бывают «простые» и «сложные».
- Так называемые «сложные» (
это слово придумалось давно ,
случайно и оно как-то органически
прижилось на страницах моего сайта… -
пусть остается? ), распределители
зажигания состоят еще и из встроенной
вовнутрь распределителя катушки
зажигания и одного-двух датчиков
Холла. В нашем случае на этом
двигателе в распределителе был только
один датчик Холла. Как понимается, он «выдавал»
сигнал G
для компютера
- ( сигнал распредвала).
- Но одного сигнала – мало. Надо искать
второй датчик – датчик числа оборотов
коленвала.
Так что запомним -
№1 : если после вскрытия трамблера
там обнаружился только один датчик
числа оборотов - надо искать второй.
Так что запомним - №2 : прежде чем
бросаться что-то ремонтировать или «диагностировать»,
надо в голове уже составить небольшой
«план действий» - ЧТО искать и ГДЕ
искать ( отдельные, пока что
малочисленные типы СУД - Системы
Управления Двигателем с немного другим
алгоритмом Управления пока что не
рассматриваем).
- К слову сказать : некоторое время
назад, будучи в не совсем выспавшемся
состоянии (несколько ночей
переделывал сайт), я долго и
оч-чень т-тупо
смотрел на подобный двигатель и «мучительно»
разымышлял – «почему он не
запускается, почему нет искры»? потому
что совершенно забыл (ну выскочило из
головы! Да еще этот недосып страшный…),
совершенно не вспоминал о втором
сигнале – сигнале датчика коленвала.
Хорошо еще, что рядом был
хороший и добрый коллега, который
всего за $100 «подсказал» решение этого
вопроса…ну это к слову, так что не
нарывайтесь на такие же «грабли», сто
баксов можно хорошо и с пользой
использовать по другому
предназначению?
- Итак, проверяем и смотрим на сигнал
числа оборотов коленвала :
-
-
-
- …это нас устраивает, идем далее и
смотрим сигнал числа оборотов датчика
Холла, расположенного в
распределителе зажигания:
-
-
- тоже нормально?
- Тогда что получается?
- На компютер эти сигналы приходят (
проверено на «входах»
непосредственно у самого компютера),
значит, компютер, обработав эти
сигналы, должен «выдавать» сигналы
управления для работы коммутатора
зажигания и инжекторов.
- В принципе, достаточно проверить
сигналы управления для инжекторов,
что бы понять – идут на коммутатор
сигналы или нет, потому что здесь все
взаимосвязано:
-
-
-
- ,- но проверить приходящий сигнал на
коммутатор тоже не помешает:
-
-
-
- Это сигнал тоже в полном порядке...
-
- На этом рисунке предоставлены все
три управляющих сигнала :
белый - сигнал G ( датчик Холла в
распределителе зажигания)
синий - сигнал датчика числа оборотов
коленвала
розовый - сигнал управления от
компютера на коммутатор
Посмотрите, насколько геометрически и
математически правильно они
расположены относительно друг друга?
- Что остается? Как говорится : "все
есть, а - двигатель не работает?"
- Ответ весьма и весьма прост – наша
проблема заключается в катушке
зажигания.
- Да, именно она вышла из строя, что
бывает не так уж и редко в таких вот –
«сложных» распределителях зажигания.
- Диагностика ?
- Нет, она бы здесь не помогла, потому
что производителем
не предусмотрено определение такого
рода неисправности.
- Хорошо, спросите вы, а как поступать в
том случае, если нет такого «прибамбаса»,
как просмотр сигналов при помощи АЦП?
- Здесь тоже есть выход.
- Правда, «выходом» все это можно
назвать относительно. Но все же…
- Надо воспользоваться обыкновенным
мультиметром. Даже китайским. И при
прокручивании двигателя стартером
смотреть на дисплей мультиметра –
если там «цифры поскакали», значит, «что-то
приходит».
- Если дисплей «замер» - ничего нет,
никакого сигнала.
- Как видите – все, наверное, просто?
-
- Владимир Петрович
- Южно-Сахалинск
-
|