На рисунке достаточно схематично, но в принципе правильно изображен узел дроссельной заслонки двигателя 3S-FSE ( D-4 ) автомобиля «Toyota-Nadia» выпуска 1999 года для так называемого «внутреннего» рынка Японии. Вид со стороны воздушного фильтра. В связи с тем, что
соотношение «воздух-топливо» на данном
двигателе составляет 25 : 1, то есть на
25 частей воздуха «расходуется» 1 часть
топлива ( двигатель «D-4» можно
назвать условно «двигателем ,
работающим на обедненной смеси» ), то
система электронного управления
двигателем реализует два режима работы :
При работе в «экономичном»
режиме на панели приборов загорается
синий транспорант «ECONO», но как только двигатель «переходит»
в режим работы «мощностной» - лампочка
гаснет. В случае, если по
каким-либо причинам «экономичный» режим
не работает, на панели приборов
высветится транспорант «ECONO» и транспорант
«CHECK».
А при «считывании» кодов неисправности
блок управления «выдаст» определенный
код неисправности.
Режим «мощностной»
реализуется в том случае, если мы
достаточно сильно «притопим» педаль «газа»,
например, при необходимости резкого
ускорения машины при обгоне ( то есть,
перемещение дроссельной заслонки будет
производиться «напрямую» тросиком газа).
На «обычной» машине этот режим
называется «кик-даун». В этом случае
режим «econo» автоматически
отключается ( функции работы двигателя
на холостом ходу остаются) и водитель
управляет двигателем «как обычно» -
тросиком педали «газа» передвигая дроссельную заслонку. В связи с этим
координально изменен
узел дроссельной заслонки. Если
на «обычных» машинах там находится «только»
TPS ( датчик положения
дроссельной заслонки), то здесь, кроме TPS,
располагаются :
Если при выключенном зажигании мы нажмем на педаль «газа», то не почувствуем привычного усилия при перемещении дроссельной заслонки. А сняв воздуховод
и заглянув внутрь корпуса дроссельной
заслонки, увидим, что при нажатии на
педаль «газа» :
тросик двигается, рычаг дроссельной
заслонки двигается, а сама
дроссельная заслонка – стоит на месте. И только, если
продолжать нажимать на педаль «газа»
далее – только тогда мы увидим, что
дроссельная заслонка пришла в движение.
Дело в том, что это
и есть реализация принципа «econo» на данном двигателе( при
движении в нормальном городском режиме,
без ненужных ускорений, обгонов и так
далее…электроника полностью
контролирует все параметры и «выводит»
расход топлива на уровень не более 7-8
литров на 100км). Необходимое
примечание : в
дальнейшем в тексте будет использовано
выражение : «двигаем рычаг дроссельной
заслонки до упора». В нашем случае
понятие «до упора» означает, что мы
нажимаем педаль «газа», «выбираем»
тросик, который в свою очередь двигает рычаг
дроссельной заслонки до тех пор, пока
он не упирается в саму дроссельную
заслонку.
При включении
зажигания блок управления ( ECM)
должен «знать», в каком положении
находится дроссельная заслонка и
одновременно проверить «готовность» (работоспособность):
Для этого, после
включения зажигания , блок управления ( ECM)
«подает сигнал» на серводвигатель и
муфту серводвигателя и очень быстро
передвигает дроссельную заслонку «вверх»,
до упора (ввернутого в корпус
дроссельной заслонки стопорного винта)
и обратно «вниз» - на «исходное»
положение. При этом блок управления ( ECM)
контролирует «приходящие» сигналы как
от TPS, так и от Sub-TPS и если сигналы
«правильные» - блок управления «разрешает»
работу всей системы в целом. В случае же, если
какой-то сигнал будет «неправильным», то
блок управления (ECM) блокирует работу
серводвигателя и муфты серводвигателя. Если же все
нормально и исправно, то далее : При нажатии на педаль «газа»,
тросик начинает перемещать рычаг
дросельной заслонки, на оси которого (
ближе к радиатору автомобиля)
расположен
Sub-Throttle
posicion
sensor». Это очень точное ,неразборное
и нерегулируемое
устройство, которое очень четко «отслеживает»
перемещение рычага дроссельной
заслонки даже не на один градус поворота,
а на доли градуса.
Для проведения
самодиагностики необходимо найти под
рулевой колонкой разъем
самодиагностики : 1.
выключить зажигание 2.
подходящей
проволочной перемычкой перемкнуть
указанные на рисунке контакты 3.
включить зажигание 4.
лампочка «CHECK»
на панели приборов начнет мигать, «показывая»
или коды неисправности
или, наоборот, исправность всей электронной
системы Надо отметить, что на данной машине система самодиагностики «не приспособлена» к считыванию кодов неисправностей без специального диагностического сканера и вся описанная процедура - есть небольшая «самодеятельность». Кроме того, на
данной машине система самодиагностики
стала намного «упрощеннее» : при
перемыкании контактов 5 и 13 на панели
приборов посредством мигания
лампочек происходит отображение
неисправностей не только системы
электронного управления двигателем, а
так же системы «ECONO», ABS, TRC,
Air
Bag,
Cruise
Control
и автоматической коробки передач (гидромуфты). Стоит отметить,
что в случае неисправности «системы
экономичности» на панели приборов
транспорант синего цвета «ECONO» будет «выдавать» код
неисправности 31
Однако мы
остановимся на коде неисправности №89 , как
наиболее «ярком представителе»
неработоспособности не только системы «econo», но и всего
«узла» дроссельной заслонки в целом. О
чем нам «говорит»
этот код неисправности :
В слово «неисправность»
входят такие понятия, как «неисправность
самого узла», «обрыв или короткое
замыкание цепи для данного узла» и, «наконец»
- неисправность блока управления ( ECM). Все вышеописанные
неисправности как раз и относятся
напрямую к «узлу» дроссельной заслонки. Вот здесь самое время произвести необходимые проверки для конкретного «вычленения» неисправности. Начнем с «Sub-Throttle posicion sensor», расположенном
на одной оси с рычагом дроссельной
заслонки.
Это разъем
непосредственно «Sub-Throttle»
на корпусе дроссельной заслонки.
|