- Уже под конец рабочего дня Сергей, наш «молодой
и начинающий специалист по диагностике и
ремонту» спросил :
- -
Владимир Петрович, а что может
влиять вот на это ?,- и показал в сторону Mitsubishi
– Diamante,
уже «прописавшегося» в мастерской на
вторую неделю ремонта. Неисправность на
этой «мицубиське» была распространенной
и, надо отметить, трудно обнаруживаемой и
ремонтируемой : «двигатель подтряхивало».
- Не знаю как у кого и какие выражения есть
для «озвучивания» данной неисправности,
но мне по душе пришлось именно это слово,
и не «потряхивает», а – поДтряхивает, то
есть, если положить ладонь на двигатель,
то в ладонь что-то периодически «бьет»
откуда-то изнутри двигателя.
- …хочу вернуться к дискуссии в Интернете
по поводу диагностики «на слух, на нюх».
Эта дискуссия так и не получила своего
логического завершения – все стороны
остались при своих мнениях. И мне кажется,
что это правильно. Потому что нельзя
категорично утверждать, что «на слух, на
нюх» диагностику автомобиля проводить
нельзя!
- Спорное утверждение. И заблуждение –
так мне кажется. Но это совсем не значит,
что я убежденный сторонник проведения
диагностики японского автомобиля
исключительно «на слух и на нюх», нет.
- Я убежденный сторонник той мысли, что
диагностику проводит Человек, обладающий
органами чувств и имеющий Память Опыта,
Интуицию и склонность к «экспериментальному
техническому авантюризму».
- Да, исключительно ВСЮ диагностику
автомобиля провести при помощи своего «слуха
и нюха» практически невозможно, за
исключением «простых» случаев, когда
неисправность «лежит на поверхности»,
например, имея уже определенный опыт, вы
по работе двигателя на ХХ и при
ускорении сможете сразу же определить
неисправность свечей зажигания , ВВ-проводов
или, определившись для себя с ответом на
вопрос « чего нет? – искры?», сможете
сразу же очертить «круг» возможных
ошибок в системе зажигания. И далее,
работая «по разделениям» исключать или
подтверждать свои предположения.
- По всей видимости эта статья мало кого
заинтересует, наверное, только тех, кто
занимается диагностикой и ремонтом
японских автомобилей не только для и ради
Денег, а так же для того, что бы
Развиваться в нужном направлении, имея
внутри себя «двигатель» для этого –
собственное Самолюбие. Но это к слову.
- Как уже
говорилось, никакая «электроника» в виде
мотор-тестеров, сканеров и так далее не
сможет помочь неопытному человеку в
вопросе диагностики и ремонта
автомобиля.
- Весьма примечательна
такая история, получившая свое
логическое завершение совсем недавно:
несколько месяцев назад к нам на ремонт
приехал клиент, с первых шагов
забросавший нас «умными» вопросами –
ответами насчет ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ИМ САМИМ
причинами повышенного расхода топлива на
своей машине. Я на него смотрел с
некоторым недоумением : « Если ты такой
умный, то зачем приехал к нам?». За пять
минут этот человек бегло рассказал нам :
что надо проверить, как надо проверить…но
все прояснилось очень быстро : говоря «умные»
слова и выражения клиент показывал на
своем двигателе совсем не то, о чем он
говорил. MAF-sensor
он «спутал» с клапаном IACV,
расположение oxygen
sensor
показал на резонаторе и так далее, и тому
подобное…
- Как оказалось, этот клиент был «дельцом
от авторемонта» и, заработав
определенную сумму решил открыть свою
мастерскую. По его словам он «вбухал кучу
бабок» в диагностическое оборудование.
Кое-что спросив у него я с сомнением
покачал головой : он
путал такие понятия, как «тестер» и «мотор-тестер»,
«сканер» и тому подобное… но посмотрим! В
принципе, «денежный мешок» и не должен
щепетильно разбираться в «мелочах».
- Конкуренции наша мастерская не боится,
так что – «флаг в руки и вперед!».
- И вот прошло несколько месяцев…клиент
снова появился на «нашем горизонте».
Говорливости у него поубавилось,
уверенности – тоже. С чем приехали,
уважаемый?
- Ага, вот оно даже как – у вас работать…
- А в чем причина, интересно? У вас же такие
планы были… «авторемотно-наполеоновские».
- Что оказалось : человек, которого он взял
для работы на диагностическом
оборудовании – да, он изучил это
оборудование. Знает, какие кнопки и
клавиши нажимать. А вот далее…
- Ну, показал вам сканер кодов ошибок код
неисправности – а далее что? Не хочется
повторяться, об этом я уже писал на сайте,
но код неисправности – это только код
неисправности, это только «область»
неисправности, а сама неисправность
может «лежать где-то рядом» ( истина где-то
рядом!) с этим кодом неисправности ( масло-масленное,
ну да ладно). То есть, мало иметь «какое-то»
оборудование и уметь с ним управляться,
надо еще иметь Опыт и Знания по
устройствам систем электронного впрыска
топлива.
- Ну и самое Главное : уважающий себя
специалист никогда не пойдет работать «на
дядю». О причинах, мне кажется, говорить
не надо, они на поверхности.
- И напоследок : диагностическое
оборудование – да, было куплено и
оказалось «на внешность» красивым,
сверкающим лаком. Но вот
использовать его можно было только на
определенных моделях автомобилей,
определенного года выпуска и
определенной комплектации.
Производители обрудования – не дураки!
- Так они сразу вам и продали «диагностику»
на исключительно все автомобили. Фигушки
вам!
- Вот этот автомобиль, вот такого года
выпуска и такой комплектации – да,
диагностируйте. Другой автомобиль?
Будьте добры «подкупить» катридж,
стоимостью $800. Еще другой автомобиль? Еще
катридж…
- И так далее, и тому подобное.
- Так что : «не все так просто, как вы
думаете!».
- Говорить об этом можно много и долго, но
остановимся и вернемся к начальной теме :
к чему может относится такое вот «подтряхивание»
двигателя, к какой неисправности или
области неисправности?
- Свечи зажигания.
- Свечи зажигания? Да, как ни удивительно.
Выкрутим, посмотрим. Что видим? Ничего не
видим? Правильно. И это есть «ошибка номер
раз» - осмотрев визуально свечи зажигания
и даже «прокатив» их на стенде, где
создается определенное давление, механик
исключает эту неисправность и
сосредотачивается на остальных, им
предполагаемым. А мы остановимся.
Подумаем. Вспомним и призовем на помощь
свой предыдущий Опыт. Что он говорит и
подсказывает? Как ни странно, но он
призывает нас раскошелиться на новый
комплект свечей зажигания! Сумасбродство
?
- Отнюдь…
- Кстати, если вы занимаетесь
диагностикой и ремонтом – у вас есть на
полочке новый комплект свечей зажигания?
Из тех, что называются «заведомо
исправные»?
- Надо бы иметь. Дорого? А что делать…
- Зачем менять, почему менять, на вид свечи
зажигания вполне еще…
- Посмотрев статью на этом сайте о свечах
зажигания мы увидим, насколько непросто
она устроена – СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ. И сколько
у нее внутри «всякого-разного». И даже
если ее внешний вид не вызывает
подозрений, даже если при «стендовой»
обкатке все нормально, то это не говорит
еще о том, что можно со спокойной совестью
вычеркнуть этот пункт из «подозреваемых».
Даже на стенде, создав определенное
давление, мы не сможем «заимитировать»
температуру, вибрацию, то есть, создать
полностью «родные» условия при
проверке.
- Понимаете мысль?
Так-то вот…
- Высоковольтный провод ( провода)
- О нем ( о них) можно сказать тоже самое,
что и о свечах зажигания. Не будем
повторяться.
- Нарушение состава
топливно – воздушной смеси
- Тема очень интересная! Говорить о ней и
не переговорить…
- Во-первых, она перекликается с
материалом «Двигатель троит. Возможные
причины». Надо посмотреть.
- А во-вторых – не все так просто.
- Для нормальной работы двигателя нам
требуется соотношение : топлива14.7 частей
и воздуха 1 часть. Возьмем пока эти
параметры. Не рассматриваем другие.
- Если двигатель имеет MAF-sensor,
то первое, на что надо бы обратить
внимание – целостность «воздушного
канала», по которому воздух, миновав этот
сенсор поступает в цилиндры двигателя.
Компютер, рассчитывая количество топлива
для нормальной работы двигателя
полностью «опирается» на показания этого
сенсора : «через сенсор прошло 5 кг
воздуха за 3 секунды – даем топлива
столько-то…»,- это приблизительное
описание того, как «думает» компютер.
Предположим, что наш «воздушный канал»
где-то имеет порыв ( потерся, обгорел и так
далее). Что получается? Правильно, топлива
поступает «нормальное» количество, а вот
воздуха становится много. В этом случае, в
зависимости от количества «нештатного
дополнительно воздуха» и принципов
построения системы электронного
обеспечения может происходить
следующее:
- Обороты
двигателя после прогревочной стадии
будут «плавать» от, например, 800 до 1.500 и
обратно ( в режиме «прогрева» все будет
нормально). В этом случае «лишнего»
воздуха поступает слишком много.
- Двигатель
«подтряхивает» ( «лишнего» воздуха
поступает мало).
- Остановимся на этом и не будем далее
рассматривать другие зависимости работы
двигателя от, например, датчика кислорода.
Мы определили нужное для нас – двигатель
в этом варианте
развития событий может «подтряхивать».
- То есть, постепенно вычленяем для себя
главное : одной из основных причин, по
которым двигатель может «подтряхивать»
является неправильное соотношение «топливо
– воздух». Вышеприведенный пример –
яркий пример и, наверное, самый простой.
Потому что обнаружить его и устранить –
пара пустяков. Посложнее дело будет с «подтряхиванием»
из-за действительно сложной причины, –
- Выработка
распредвала или постели распредвала
- Да, тут уже надо думать основательно и
приглашать со стороны знакомого
высококлассного механика, если сами
таковым не являетесь. Комментировать не
буду, потому что все это может вылиться в
десяток-другой страниц…
- Вакуумная система ( или система EGR)
- Для примера можно привести
случай двухгодовой давности : привезли из
Японии автобус, купили его там «задешево»,
практически за бесценок по
«простой» причине – двигатель «подтряхивало».
По всей видимости «тамошние» специалисты
так и не смогли устранить неисправность.
- Так вот, пришлось основательно «прошерстить
руками» все, что
только было возможным
и «вычленить» неисправность :
она возникла
из-за «лишнего» воздуха. И причин этому
было две :
- Поступление
«нештатного» воздуха во впускной
коллектор из-за трещины в воздуховоде после
MAF-sensor
- Неисправность
( залипание) клапана системы EGR
- И то, и другое добавляло «нештатное»,
неучтенное количество воздуха, которое
компютер совсем не «видел»
и всеми своими электронными силами
пытался выправлять положение. Но, как
говорил Владимир Лещенко : « возможности
компютера не безграничны!».
-
- продолжение
статьи
-
- Владимир Кучер,
- Город Южно-Сахалинск
-
-
|